Всех тренеров можно подразделить на две группы: Тренер-практик и Тренер-организатор. К первой категории я бы отнес Старожильца А.А., Вартаняна М.М., Носова М.С и Татеосова И.А., а ко второй категории В.С. Иванова, А.К. Барабанщикова, А.В. Белякова, В.И. Волкова.
Как показывает история, не всегда обязательно иметь высшее спортивное образование, чтобы стать великим тренером. Например, С.Д. Шпрах, А.А. Старожилец не имели подобного образования, но это не помешало им стать великими тренерами. Но при этом надо учесть, что самостоятельно необходимо изучить: 1. Детскую психологию; 2. Теорию и методику физического воспитания; 3. Основы спортивной тренировки.
Нижеописанное мной - это не только опыт моей работы тренером, но и набор упражнений, которые можно использовать для самостоятельной тренировки у стола, занятий с группами и для занятий по ОФП и СФП. Я предложу Вам использование некоторых комбинаций и тактик, которые можно применить и современном настольном теннисе. Очень надеюсь, что все это поможет Вам в работе, и Вы добьетесь великих побед.
🥇1. Примерный план работы с новичками🥇
1.1. Минимальная теоретическая подготовка тренера к занятиям с новичками (показ/рассказ):
1. Из чего состоит ракетка;
2. Хватка ракетки;
3. Ладонная и тыльная стороны ракетки;
4. Стойка теннисиста;
5. Срезка слева (перед этим показать - что такое открытая ракетка, закрытая ракетка - желательно на столе);
6. Накат справа;
7. Во время проведения занятия, предлагаемые тренером задания все время должны меняться (ни секунды передышки) и тогда к концу занятия все будут довольны;
8. Очень важны на данном этапе эстафеты и вышибалы, где можно определить ловкость, подвижность, реакцию каждого мальчика и девочки;
9. Можно наклеить бумажные мишени для стрельбы на стены зала между окон на высоте около 1,5 метра и выполнять следующее упражнение - попасть в мишень мячом, дать ему отскочить от стены, от пола и опять движением (например, срезка слева) направить в мишень.
10. При правильной чеканке мяча ракетка держится на уровне пояса и мяч должен отскакивать до уровня носа. По мере уверенного выполнения чеканки – можно усложнять, постепенно, не теряя мяча, нужно присесть, потом сесть на пол, а затем встать с пола;
11. На каждой тренировке можно проводить соревнования по чеканке мяча на звание Чемпиона из одной попытки. Обязательно необходимо подводить итоги дня с указанием победителей.
1.2. Примерный план-конспект 1-го занятия с новичками. Для проведения занятий понадобится: секундомер, свисток, журнал для записи (черновой), ручка и запасные ракетки.
Учитывая, что дети младшего возраста не могут концентрироваться более 5 минут, план-конспект 1-го занятия может выглядеть примерно так:
1. Построение, расчет;
2. Разминка: спортивная ходьба, переход на медленный бег, по свистку ускорение, 2 свистка обычный бег, гимнастические упражнения;
3. Теория - ракетка, хватка ракетки, стойка теннисиста;
4. Практика - чеканка на количество раз ладонной частью ракетки (лучший результат из трех попыток запомнить и сказать);
5. Чеканка на количество раз тыльной стороной ракетки из трех попыток запомнить лучший результат и сказать;
6. Теория - Стойка теннисиста для удара, который называется "срезка слева";
7. Удар "срезка слева";
8. Теория - Стойка теннисиста для удара, который называется "накат справа";
9. Движение "Наката справа";
10. Эстафеты с чеканкой ладонной стороной ракетки;
11. Эстафеты с чеканкой тыльной стороной ракетки;
12. «Чеканка» из 1 попытки (на звание чемпиона района города и его окрестностей) ладонной стороной ракетки, тыльной стороной ракетки;
13. Игра в вышибалы волейбольным мячом, потом двумя мячами.
Построение, запись имен, фамилий с проставлением лучших результатов.
14. Домашнее задание:
- до 100 раз подряд начеканить ладонной, тыльной сторонами и по очереди;
- запомнить и рассказать на следующем занятии, из каких частей состоит ракетка, стойка теннисиста, удар срезка слева, удар накат справа.
1.3. Примерный план-конспект повседневных занятий с новичками. Для проведения занятий рекомендуется разбить всех занимающихся на группы и поставить по одному лучшему с одной стороны стола, а остальных по 5-6 человек с другой стороны стола.
1. Первое упражнение на столах: уронить мяч на стол не игровой рукой и после отскока движением срезка слева попасть на другую сторону. И так выполнить по 20 раз.
2. Далее можно проводить эстафеты на столах. Считаются только правильные попадания.
3. Второе упражнение: Встать в стойку теннисиста для наката справа, не игровой рукой с мячом прислонить мяч к ракетке и движением наката справа перебросить мяч на другую сторону.
4. Далее можно также провести эстафеты с этим заданием.
5. Следующее упражнение: лидеры роняют мяч и срезкой слева перебивают мяч на другую сторону, на другой стороне после отскока ребята должны отправить мяч на другую сторону, если не попал - еще одна попытка. После 5-6 раз успешных попаданий вновь эстафеты - кто быстрей и правильней выполнит по 5 раз.
6. Далее объявление победителей. Это очень важный момент. Командная победа или призовое место очень сплачивает детей. А так как эстафет много, то и победителей много.
7. После выполнения заданий лучшим разрешается свободная игра на столах, остальные сдают чеканку на улучшение результатов, которые обязательно записываются.
8. После подобных занятий в течение месяца, можно провести первые соревнования новичков (классы). Соревнования по чеканке, эстафеты и игры на счет до 11 очков из одной партии по системе выиграл - играешь с победителем другой пары, проиграл - играешь с проигравшим. После соревнований определяются лидеры и отстающие.
9. Для обучения правильному вращению мяча необходимо использовать «колесные тренажеры» или «тренажеры-ролики». В таком случае тренировки будут проходить намного продуктивнее и интереснее, так как обучающимся становится понятно, что от них хочет тренер при разных вращениях. Срезка - идет вращение вниз, накаты - идет вращение вверх.
10. Также можно и нужно использовать упражнения на имитацию.
- Сначала срезку слева 2 серии по 50 раз, потом накат справа 2 серии по 50 с перерывом 30 секунд и встряхиванием игровой руки. В дальнейшем можно постепенно увеличивать выполнение в одной серии до 70, а задания выполнять в очередности: Срезка слева; Накат справа; Накат слева; Срезка слева; Накат справа; Накат слева.
- Затем отработка подач: Подача слева с боковым вращением - 50 раз; Подача справа из приседа с боковым вращением (топорик) - 50 раз; Подача справа веером из приседа - 50 раз; Подача слева с боковым вращением - 50 раз; Подача справа с боковым вращением из приседа - 50 раз; Подача веером из приседа - 50 раз.
11. После выполнения имитации подач необходимо подходить к столу и подавать отработанные подачи.
12. Для отработки правильной техники ударов следует применять стенку отражатель, которая ставится к столу под небольшим углом.
Такой стенкой могут служить крышки стола («половина» стола соперника).
13. В конце занятия можно использовать игры на счет в "королевский стол".
14. Постепенно, по мере роста мастерства обучающихся, следует добавлять ежедневные упражнения на отработку начала атаки из промежуточной игры (срезки слева). Примерное задание следующее: срезка слева налево 3-раза, заход и открытой ракеткой накат справа. Задание выполняется по 5 раз каждой стороне.
1.4. Примерный план-конспект занятия с новичками по общей и специальной физической подготовкам
1. Разминка: бег, ускорения, ускорения с неожиданной сменой направления (по свистку);
2. Передвижения в стойке теннисиста лицом вперед двигаясь вперед и передвигаясь в стороны, то же самое правым боком вперед, то же самое левым боком вперед, то же самое спиной вперед. Дозировка: 2 минуты работы, 30 сек. отдых.
5 мин. - Перерыв
3. Далее передвижение в 3-х метровой зоне на результат:
- 2 попытки по 1 мин. с записью результата;
- 3 попытки по 30 секунд с записью результата.
4. Прыжки с места - на правой ноге, на левой ноге, на двух ногах - с замером результата.
5. Метание теннисного мяча (для большого тенниса) на дальность - 3 попытки.
6. Скоростные отжимания от поверхности (земли) - 3 попытки 10, 15, 20 раз.
7. Скакалки резиновые - 3 попытки по 3 минуты, двойные прыжки на количество раз.
8. Прыжки через гимнастическую скамейку - 30 сек., 1 мин.
Все результаты обязательно записываются.
🥈2. Направления работы для тренировки в подготовительном периоде🥈
(смотри прикреплённые фото к этой статье, там найдёшь 9 тренировок с направлениями работы)
🥉3. Некоторые методические рекомендации для тренеров🥉
3.1. Тактика игры
На мой взгляд, тактика подразделяется на следующие виды:
1.Тактика длительного розыгрыша мяча;
2.Тактика зажима с неожиданным переводом в другой угол;
3. Тактика бескомпромиссной игры;
4. Тактика вращений;
5. Тактика смены игрового ритма;
6. Тактика подач;
7. Тактика нелогичной игры;
8. Тактика промежуточной игры.
Учитывая подобную классификацию, все спортсмены могут готовить планы игры в предложенном соответствии, а любому тренеру (из одной организации или бригады) сразу становится легко работать с воспитанником другого тренера, так как все говорят соответственно на одном языке.
Каждый вид тактики расшифровывается на конкретные комбинации с учетом сильных и слабых сторон соперника и с учетом сильных сторон Вашего игрока.
Своим воспитанникам следует рассказывать о тактике, о видах тактики и о системе подач, а именно - какие действия могут следовать после подач с нижним, с нижнебоковым или боковым вращением. Следует объяснять о том, как следить за соперником и в зависимости от того, где он стоит и в какой стойке – как подавать ту или иную подачу и что делать после ее приема (активного или пассивного). Лучше всего помимо рассказа также приводить примеры из своего игрового опыта и обучать ребят не только перебивать мяч на стол, но и немного думать, как выиграть встречу.
3.2. Учебно-тренировочный сбор
Во время проведения УТС со сборными командами ежедневно должны использоваться тренировки с Большим Количеством Мячей, отрабатывая:
1. Атаку с коротких мячей справа и слева;
2. Атаку с длинных мячей справа и слева;
3. Чередование атаки с коротких и длинных мячей справа и слева;
4. Чередование скидки с коротких мячей и атаки с длинных мячей;
5. Сочетание атаки с коротких мячей с последующим завершением (2-х-3-х ходовки);
На каждом УТС все спортсмены ежедневно должны тренировать подачи (не менее 500-700 подач) с разными вращениями:
- короткие – около 70-75%;
- длинные быстрые 20-25%.
3.3. Умение управлять мячом
Для совершенствования данного умения необходимо проводить тренировку (основную ее часть) так, чтобы спортсмены постоянно совершенствовали умение направить мяч в заданную зону.
Для выполнения таких упражнений рекомендуется разделить стол мелом на три части и справа налево обозначить номера зон 1,2,3. На другой стороне стола то же самое.
Примерные задания следующие:
- одна сторона играет справа в 1,2,3, другая играет из 1 и 2 зоны справа, а из 3 зоны слева, потом наоборот;
- одна сторона играет справа в 1,2, 1,2, потом 3 и снова 1,2,1,2,3. Другая сторона играет справа, справа, справа, справа, слева, потом наоборот.
далее упражнения можно усложнять:
1 (справа), 2 (справа), 1 (справа), 3 (слева), 3 (справа).
- далее можно использовать упражнения из 3 зоны слева, справа поочередно.
3.4. Техника передвижения
Для отработки передвижения вперед назад следует использовать следующие условные упражнения:
- игра справа направо у стола (работают кисть и предплечье) постепенно отходя от стола (включается в работу плечо и корпус). При этом следует обращать внимание на то, чтобы в момент удара все движения были навстречу мячу;
- используя разметку на 3 зоны можно придумать много разных упражнений и сочетаний для любого уровня игры;
- можно применить разделение стола на 4 части и в подготовительном периоде давать много разнообразных упражнений
Тренеру необходимо следить не только за отработкой передвижений, но и умением направить мяч не просто на другую сторону, а по месту.
3.5. Отработка завершающих ударов
1. Из игры слева - налево заход и завершающий удар справа по прямой или по диагонали.
2. Из игры справа - направо завершающий удар по прямой.
3. Из игры подрезкой слева - налево начало атаки вращением справа в середину стола и затем завершение атаки справа в разные углы (один раз вправо, один раз влево).
Основная задача - выполнить каждое упражнение по 10 раз.
Задание выполняется по-очереди каждым партнером. После выполнения первого задания следует сразу переходить ко второму, а затем к следующему.
Такое задание рассчитано на 40-45 минут, то есть на 1 часть тренировки.
3.6. Отбор
Я начинал свою настоящую тренерскую деятельность у А.А. Старожильца, который проповедовал систему - "набор через обучение" (это, пожалуй, самая тяжелая система, но и очень интересная).
Для этого надо научиться работать с группой малышей, играть с ними в различные подвижные игры, развивающие качества для настольного тенниса, "офанатить", научить жонглировать, научить правильным движениям, - и это только на первом этапе занятий. Для такой работы надо любить детей и свой вид спорта.
Желаю Вам успехов!»