МАРДАССКАЯ ВОЛОСТЬ
К северу и северо-востоку от Шуи по берегам рек Мардас и Теза разбросано немало больших и малых деревень, основанных еще в XVI-XVIII веках. Эта группа деревень и входила в состав Мардасской волости.
Впервые волость упоминается в 1620 году в «Сошной грамоте и росписи в складной книге письма и дозору Ивана Наумова да подъячего Матвея Лужина, да Артемия Хвостова». В них говорится, что Мардасская волость состоит из села Дунилова и 36 деревень. Волость имеет 99 пустошей с большим количеством земли пашенной, покосной и огромного количества лесов. В селе Дунилове насчитывается 262 двора, в которых проживает 296 душ «мужского полу». К первой половине XIX века Мардасская волость значительно возросла. На ее территории в 40 деревнях уже проживало более 4 тыс. человек. Волость управлялась дворцовыми стряпчими и приказчиками, жившими в Дунилове.
В царствование Петра I Дунилово с Мардасской волостью было передано во владение боярина Федора Абрамовича Лопухина (тестя Петра I), а перед отменой крепостного права последними ее владельцами были помещики князь Меньшиков и гвардии капитан Нарышкин. Пространство, занимаемое волостью, имело форму треугольника. Середина этого треугольника разделяла волость на два ската от вершины Яковлевской горы. По обе стороны торгового тракта из Шуи на Кострому и Кинешму густо рос сосновый и еловый лес. Вид с Яковлевской горы был живописен. Взорам людей с вершины ее представлялись леса, пашни, речки: Теза, Мардас, Елюшка, Озерковское озеро. В окружении этой идиллии и стояли деревеньки. Когда в Шуе создали пожарную команду, вскоре на этой горе был установлен и пожарный пост на вышке в 30 саженей. Вахту несли пожарные из Шуи. Дежурная лошадь всегда была под рукой. Лесные пожары в те времена случались довольно часто. Вахта носила сезонный характер, зимой на вышке никого не было. Существует поверье, что сообщения о пожарах ночью подавались свечой, а днем, в солнечную погоду, с помощью зеркал. Но этот факт подтвердить не удалось. Да и зачем ночью зажигать фонарь, видимый из Шуи, если зарево от пожара и так было видно.
Основным же занятием крестьян было землепашество и скотоводство. В деревне Воронеж даже вывели свою породу овец. Урожаи ржи и ячменя снимались низкие. Запасов не хватало до следующего урожая. Потому-то в каждом доме, чтобы прокормить семью, занимались каким-либо подсобным ремеслом. Деревня Савкино славилась на всю округу своими кожаными сапогами, в Качалове, Черневе и других деревнях ткали материал из бумажной пряжи. Ткачеством занимались исключительно женщины и незамужние девицы. В каждой избе стоял деревянный ткацкий стан. 5-6 тысяч кусков ткани вырабатывали за год жительницы деревень Мардасской волости. Сами ходили в своих изделиях, но большую часть отправляли в Шую, Дунилово, Васильевское, продавали местным фабрикантам.
Примечателен один эксперимент, проведенный в деревне Батырёво. Как-то год попробовали прясть пряжу из тополиного пуха. И что вы думаете? Получилось, правда, когда потом нашили рубах, по всему телу сыпь пошла, и от этой затеи отказались, а рубахи сплавили заезжему костромскому купцу. Про аллергию тогда и слыхом не слыхивали. Помимо ткачества, процветали и другие ремесла. В Перемилове почти все занимались варкою сусла, ячменного кваса и выделкой солода. Для помола ячменя строили ветряные мельницы. Некоторые крестьяне занимались столярным мастерством. А кто-то готовил картофельную муку-крахмал. Имеющие лошадей доставляли товары и топливо для шуйских фабрик и горожан.
Мне самому долго было непонятно выражение «бессмертные дрова». И лишь спустя много лет, я узнаю, что лучшие дрова продавали на дровяном рынке в Шуе крестьяне из деревни Кащеево. Видимо, они (т.е. дрова) ассоциировались у покупателей со сказочным Кащеем Бессмертным.
В деревнях Чернцы, Ломы, Вершинские Дворишки, Лесная Демёновка некоторые крестьяне имели свои кожевенные заводики, вырабатывали на них в течение года до 25 тысяч штук кож, а также выпускали черную сапожную кожу. Много сафьяна, юфти, хрома отправляли для продажи в Москву, Кострому, Нижний Новгород.
Жители волости и сами были неплохими торговцами. Ездили они в Костромскую губернию, где закупали для распродажи в Шуе, Дунилове, Тейкове, Лежневе, Холуе, Васильевском знаменитый ветлужский холст. Зимой ездили в Заволжье, где покупали рогожу, циновки, сбрую, кадки, сундуки и прочую утварь. Все это влет уходило на базарах Шуйского уезда. Позднее появились и торговцы медом, пряниками, фруктами, орехами. За этим ездили в Казань, на Украину, на нижнюю Волгу.
Наиболее распространенным занятием среди мардасовцев было изготовление сит и решет для просеивания муки. Ремесло это существовало с незапамятных времен и передавалось из поколения в поколение. Материалом для сит служил конский волос. 240 тысяч сит выпускали ежегодно.
Лучшие мочалки и мочальные щетки делали в деревне Пырьевка. Ныне лип там почти не осталось – вот таковы издержки промысла.
От 29 Февраля 2008 годаВладимир БАБАЙКИН
Мардаская волость
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12017-05-12 12:57:11
Страница: 1