Лидия Юрьевна Родичкина – тренер высшей категории.
Темой доклада являлось: «Развитие двигательных и координационных навыков у начинающих теннисистов. Постановка базовой техники».
Участники (а их было 61 человек!) не только увидели великолепный мастер класс с интересными упражнениями, но и услышали последовательность обучения новичков техническим азам нашей игры и смогли сравнить со своей практикой обучения начинающих. Сравните и Вы!
Единая система обучения, единый коллектив единомышленников, единый крепкий фундамент на начальном этапе - сложно всё это, безусловно, но надо стремиться к этому несмотря ни на что!
«Координация движений — это комплекс двигательных навыков, необходимых для высокого качества выполнения того или иного движения. Сила, скорость, гибкость и выносливость представляют собой основу для формирования двигательных навыков, а хорошая координация нужна для развития и совершенствования двигательных способностей спортсмена. Ребенок с хорошо развитой координацией движений всегда быстрее осваивает соответствующий двигательный навык и способен выполнять его качественно и стабильно. В отличие от неловких и неуклюжих детей, которым движения даются с трудом, юные атлеты с хорошей координацией расходуют меньше энергии на выполнение того же движения. Следовательно, хорошо развитые координационные качества приводят к формированию ловкости и достижению большей эффективности движений.
Развивать координационные качества следует в первые годы физической подготовки, когда юные спортсмены очень быстро всему обучаются. В отличие от узкоспециальных тренировок во время ранней спортивной специализации, разносторонняя физическая подготовка ребенка создаст прочную основу для развития и совершенствования его навыков и способностей. На более позднем этапе спортивной карьеры это обязательно приведет к высоким результатам.
На протяжении всей моей 25 летней тренерской деятельности особое значение всегда уделялось постоянному развитию координационных способностей, без которых невозможно обучить ребенка технике игры в настольный теннис. В дальнейшем, после обучения базовым двигательным навыкам, необходимо постоянно развивать и совершенствовать координационные способности, особенно в период полового созревания, когда идет активный рост и меняются пропорции тела.
Все возрастные группы теннисистов на каждом учебно-тренировочном занятии обязательно должны заниматься упражнениями на развитие координационных качеств, ловкости и быстроты не менее 15—20 минут. Эти упражнения следует выполнять в начале тренировки, сразу же после разминки, когда дети еще полны сил и лучше обучаются.
Наиболее эффективны упражнения, поданные в игровой форме. Это всевозможные подвижные и спортивные игры, эстафеты, задания с использованием различных предметов, мячей разных размеров, скакалок и т.д. Чем больше разнообразия, тем больше интерес к занятию, тем эффективней усваиваются новые навыки.
При обучении очень важен дифферринцированный подход к каждому ребенку. Многие двигательные навыки в значительной степени определяются генетическими особенностями организма, но все же их можно развить и достичь с их помощью высокого спортивного уровня.
В своей работе мы стараемся постоянно придумывать что-то новое: использовать методики, заимствованные в других сложно координационных и игровых видах спорта (например, в теннисе, футболе, фехтовании). При обучении координационным и двигательным навыкам обязательно надо учитывать принцип постепенности, обучения от простого к сложному. Постоянно добавлять к ранее освоенным заданиям разные временные и пространственные характеристики. Например, к заданиям с одним мячом, добавлять второй мяч, различные движения и перемещения, выполнять задания на скорость в соревновании с другими спортсменами.
Для детей младшего школьного возраста очень хорошо работают различные сравнения с известными им движениями животных, различных предметов, явлений природы. Для детей более старшего возраста проводим аналогии с другими видами человеческой деятельности, объясняем с использованием знаний из других областей, например физики и анатомии.
В нашу обычную муниципальную спортивную школу приходят дети, получившие разрешение врача, но, как правило, практически не подготовленные к занятиям в спортивной школе. Мы обязаны предоставить возможность всем желающим обучаться настольному теннису. Поэтому, на начальном этапе обучения, параллельно с развитием основных физических и личностных качеств, проводим отбор наиболее способных детей для занятий в учебно-тренировочных группах. Все занятия - групповые.
Но по мере возможности, все дети в процессе занятий получают возможность индивидуального спарринга с тренером. Наиболее эффективна эта работа, когда в зале два тренера или есть более старшие спортсмены. Один проводит групповое занятие, другой во время этого же занятия спаррингует с детьми (как правило, это 2-3 человека одновременно).
Для спортсменов более старшего возраста спарринг с новичками дает возможность осмыслить свою технику, научиться дифферринцировать силу удара и точность попадания в необходимое место стола, развивает терпение и внимание. Мы практикуем такую работу на стыке двух групп. Те ребята, которые имеют возможность прийти на свою тренировку немного раньше, с удовольствием помогают своим более младшим товарищам. Такие отношения старших и младших формируют благоприятный климат в коллективе и младшие, в свою очередь, вырастая, так же помогают следующему поколению юных спортсменов.
Постановка базовой техники имеет первоочередное значение в обучении игры в настольный теннис. Постановка техники параллельно с развитием двигательных навыков является профилактикой травм и заболеваний, связанных с занятиями настольным теннисом. Ошибки в технике, специфическая игровая стойка, одностороннее развитие физических качеств, отсутствие психологической подготовки могут серьезно навредить здоровью, как в детском возрасте, так и на более поздних этапах человеческого развития.
Обучение базовой технике начинается с освоения основной стойки, хватки ракетки. При обучении хватке привожу сравнение с птичкой в руке (сожмешь сильно - задушишь, недостаточно сильно сожмешь - улетит).
После освоения этих начальных навыков даются задания в движении, различные игры, в которых необходимо зафиксировать основную стойку и хватку. Обязателен постоянный контроль самим спортсменом и тренером.
При обучении всегда учитываются индивидуальные особенности детей. Предлагается брать ракетку и правой и левой рукой. При нехватке самоконтроля со стороны ребенка можно фиксировать ракетку в руке с помощью подручных средств (например, скотча). Очень важно подбирать ручку ракетки и ее вес с учетом анатомических особенностей строения кисти.
При обучении стойке часто возникают проблемы с необходимостью перенести вес тела на носки и при этом сохранить устойчивое положение, позволяющее быстро менять положение тела в пространстве. Это решается опять же с помощью различных игр и сравнений.
Дальше начинается обучение основным ударам, передвижениям и подаче.
Мы начинаем обучение с откидки левой (тыльной) стороной ракетки, постепенно добавляя технику подрезки. Здесь особое значение придаем контролю над мячом, способности спокойно и точно направлять мяч в стол (для маленьких использую сравнение со сковородкой и яйцом, задача - принести яйцо на сковородке на сторону соперника и не разбить его). Параллельно обучаем одношажному способу перемещения и способности сначала занять позицию, потом выполнить удар.
Затем приступаем к обучению техники наката правой (ладонной) стороной ракетки. И придаем обучению этого удара особое значение. Очень важно научить разворачивать корпус для удара по мячу, выполнять удар строго перед собой, переносить вес тела с согнутой в коленном суставе ноги на согнутую другую ногу. Для обучения окончания удара раньше приводили сравнение с пионерским салютом, а теперь с половиной крыши дома. У некоторых детей возникает проблема с цельностью движения. Для них провожу аналогию с поездом, двигающимся по рельсам. Для детей, имеющих проблему с ускорением движения во время удара, рассказываю про зайца, который бьет лису по носу, когда она заглядывает в его нору, а для более старших говорю: «прицелился – выстрелил».
Одновременно с обучением наката справа учим простой подаче справа. При обучении подаче сразу обращаем внимание на правильный подброс мяча и на положение мяча на ладони относительно стола. Также разучиваем приставной шаг с поворотом ног для игры откидкой слева в сочетании с накатом справа. Дальше начинаем играть справа в центре стола и на этом тоже фиксируем внимание и сразу на начальных шагах не разрешаем играть в центре левой стороной ракетки.
После освоения простой подачи начинаем учить играть на счет. На этом этапе обращаем внимание на детей, проявляющих способность сознательно направлять мяч неудобным для соперника способом, смотрим на способность к опережающей работе ног и умения концентрировать внимание на мяче. Стоит отметить, что дети, не проявляющие на начальном этапе лидерские качества, могут компенсировать их природным чувством мяча и способностью думать и принимать нестандартные решения.
Дальше обучаем накату слева. Внимание уделяется работе кисти во время удара по мячу (опять же - перед собой), началу и окончанию удара (при окончании удара прошу, чтобы нос ракетки двигался по направлению удара, а ручка ракетки смотрела в кончик собственного носа). Здесь обращаю внимание на то, что на первоначальном этапе обучение удару идет в левосторонней стойке для более эффективного обучения переноса веса тела. В дальнейшем следует постепенно учить играть слева практически в правосторонней стойке, так как современная игра в возросшем темпе акцент ставит на игре правой стороной ракетки.
После обучения накатов переходим к обучению топ-спина справа. И это очень важный этап в обучении. Здесь очень важно научить ребенка чувствовать вращение мяча, сознательно добавляя или уменьшая его в зависимости от игровой ситуации. В обучении очень помогают тренажеры. Большое колесо на штативе на полу и маленькое колесико, которое крепится непосредственно к столу. Использую также упражнение мяча на катушке из-под ниток. На край стола ставится катушка с мячом. Задача - зацепить мяч так, чтобы катушка не упала. Здесь необходимы тонкие мышечные усилия, которые необходимо развивать постоянно с помощью различных игр и упражнений. Важно, каким местом ракетки выполняется удар, и по какой части мяча. Для наглядности использую мел, который наношу на мяч. И тогда ребенку четко видно место, которым он ударил по мячу (идеально добиваться середины верхнего края ракетки). Если ребенок недопонимает, как именно он должен придать мячу вращение, показываю на мяче прямой удар и удар со сцеплением (здесь уместно сравнение “ударил по лбу или погладил по головке»). Большое значение при выполнении топ-спина имеет работа ног, особенно толчковой ноги. Для этого прошу подсесть на носок правой ноги и слегка перепрыгнуть на носок левой ноги и оторвать правую ногу от пола, в дальнейшем прошу не прыгать (это нужно только для наглядности при первоначальном обучении).
Обучение подрезке справа идет параллельно с обучением топ-спину. Одновременно обучаем шагу правой ногой вперед при коротком мяче справа и последующем шаге назад с разворотом для выполнения топ-спина.
Дальше изучаем подачу «маятник» с высоким подбросом мяча  и связку подачи с топ-спином справа. После переходим к обучению подачи слева с боковым вращением и связки подачи слева с атакой справа.Во время обучения этим видам ударов сразу учим направлять мяч разной длины. Укорачивать мяч с нижним вращением и направлять мяч косо и на край стола.
Дальше переходим к обучению топ-спина слева. Как правило, мальчикам, освоившим топ-спин справа, обучение дается легко. С девочками немного сложнее. Это тот самый момент, когда надо начинать учитывать индивидуальные особенности спортсмена и начинать формировать игровой стиль. Флегматичным, медлительным, но упорным детям в этом момент предлагаем попробовать играть в защите. Детям, не очень хорошо контролирующим дистанцию у стола и пытающимся играть быстро со стола, но при этом, в основном - от приема, предлагаем попробовать нападающие шипы. Стараемся, чтобы в каждом поколении были игроки разных игровых стилей и с разным инвентарем. Тогда в обучении не возникает проблем в игре против ракеток с разными игровыми характеристиками.
Очень важно после постановки базовой техники учитывать индивидуальные способности и не пытаться всех подвести под единый стандарт выполнения техники. При этом все время напоминать про основные принципы выполнения ударов, которые очень подробно описал в своей методике Сергей Давыдович Шпрах»